Бхагавад-гита 13.22-24, Три уровня образования. Лекция Шрилы Прабхупады 25.06.1974, Мельбурн

Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита 13.22-24, Три уровня образования. Лекция Шрилы Прабхупады 25.06.1974, Мельбурн

00:34:03
Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита как она есть, 13.22-24 (13 глава, 22-24 стихи)

Бхагавад-гита 13.22 (санскрит):

пурушах пракрити-стхо хи
бхункте пракрити-джан гунан
каранам гуна-санго ‘сйа
сад-асад-йони-джанмасу

Пословный перевод Бхагавад-гиты 13.22:

пурушах – живое существо; пракрити-стхах – находясь в материальной энергии; хи – безусловно; бхункте – наслаждается; пракрити-джан – созданными материальной природой; гунан – гунами природы; каранам – причина; гуна-сангах – связь с гунами природы; асйа – живого существа; сат-асат – в хороших и плохих; йони – видах жизни; джанмасу – в жизнях.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 13.22:

Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни.

Комментарий к Бхагавад-гите 13.22 Шрилы Прабхупады:

Этот важный стих помогает понять, каким образом живые существа переселяются из одного тела в другое. Во второй главе «Бхагавад-гиты» говорилось, что живое существо меняет тела, как одежду. Причиной тому его привязанность к материальному существованию. До тех пор пока живое существо не разочаруется в этом иллюзорном мире, оно будет вынуждено переселяться из одного тела в другое. Оно оказалось в столь плачевном положении из-за своего желания господствовать над материальной природой. Его материальные желания приводят к тому, что живое существо рождается то полубогом, то человеком, то зверем, то птицей, то червем, то рыбой, то праведником, то насекомым. Это повторяется снова и снова. И каждый раз живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле всегда находится во власти материальной природы.

Здесь объясняется, каким образом живое существо попадает в разные материальные тела. Причиной тому – соприкосновение живого существа с разными гунами материальной природы. Отсюда следует, что человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен. Поэтому необходимо изменить свое сознание. Сделать это можно, только слушая тех, кто сведущ в духовной науке. Лучший пример тому – Aрджуна, услышавший изложение науки о Боге от Самого Кришны. Тот, кто слушает авторитетных наставников, может постепенно избавиться от неотвязного желания господствовать над материальной природой, и, по мере того как это привычное желание будет ослабевать, он начнет все отчетливее ощущать вкус трансцендентного блаженства. В одной из ведических мантр говорится, что в общении с Верховной Личностью Бога живое существо постепенно обретает знание и одновременно с этим все больше и больше наслаждается вкусом вечного, исполненного блаженства бытия.


Бхагавад-гита 13.23 (санскрит):

упадраштануманта ча
бхарта бхокта махешварах
параматмети чапй укто
дехе ‘смин пурушах парах

Пословный перевод Бхагавад-гиты 13.23:

упадрашта – наблюдатель; ануманта – санкционирующий; ча – также; бхарта – владелец; бхокта – верховный наслаждающийся; маха-ишварах – Верховный Господь; парама-атма – Сверхдуша; ити – также; ча – и; апи – воистину; уктах – сказано; дехе – в теле; асмин – этом; пурушах – наслаждающийся; парах – трансцендентный.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 13.23:

Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.

Комментарий к Бхагавад-гите 13.23 Шрилы Прабхупады:

Здесь сказано, что Сверхдуша, всегда сопровождающая индивидуальную душу, – это проявление Верховного Господа. Сверхдушу нельзя считать обыкновенным живым существом. Поскольку последователи философии монизма считают, что существует только один знающий тело, они отождествляют Сверхдушу с индивидуальной душой. Чтобы внести ясность, Господь говорит, что Он находится в теле каждого в образе Параматмы. Он пара, трансцендентный, и Он отличен от индивидуальной души. Индивидуальная душа наслаждается действиями своего «поля», тогда как Сверхдуша не является ограниченным наслаждающимся и не причастна к деятельности тела. Сверхдуша присутствует в теле в качестве свидетеля, который наблюдает за всеми действиями живого существа и санкционирует их, и верховного наслаждающегося. Ее называют Параматмой, а не атмой, и Она трансцендентна. Совершенно очевидно, что атма и Параматма отличны друг от друга. Руки и ноги Сверхдуши, Параматмы, находятся всюду, чего нельзя сказать о руках и ногах индивидуального существа. И поскольку Параматма – это Верховный Господь, Она находится в сердце индивидуальной души, жаждущей материальных наслаждений, чтобы санкционировать их исполнение. Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа ни на что не способна. Индивидуальное живое существо называют бхуктой, опекаемым, а Господа – бхоктой, опекающим. Живых существ бесконечно много, и Господь находится в сердце каждого из них как друг.

На самом деле каждое индивидуальное живое существо вечно является неотъемлемой частицей Верховного Господа, с которым его связывает близкая дружба. Но живое существо склонно пренебрегать волей Верховного Господа и действовать независимо, пытаясь утвердить свое господство над материальной природой. Поскольку живые существа имеют такую тенденцию, их называют пограничной энергией Господа. Живое существо может находиться в царстве либо материальной, либо духовной энергии. Пока оно обусловлено материальной энергией, Верховный Господь как его друг, Сверхдуша, находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии. Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но живое существо, наделенное некоторой долей независимости, упрямо отворачивается от духовного света. Именно это злоупотребление своей независимостью является причиной отчаянной борьбы, которую живое существо ведет в материальном мире. Поэтому Господь всегда старается дать ему наставления, действуя изнутри и извне. Извне Он дает указания, составившие «Бхагавад-гиту», а изнутри старается убедить живое существо в том, что деятельность в материальном мире не принесет ему настоящего счастья. «Откажись от всего, – говорит Господь, – и поверь в Меня. Тогда ты станешь счастливым». Поэтому разумные люди, которые обрели веру в Параматму, Верховную Личность Бога, вступают на путь, ведущий к вечной жизни в знании и блаженстве.


Бхагавад-гита 13.24 (санскрит):

йа эвам ветти пурушам
пракритим ча гунаих саха
сарватха вартамано ‘пи
на са бхуйо ‘бхиджайате

Пословный перевод Бхагавад-гиты 13.24:

йах – тот, кто; эвам – таким образом; ветти – понял; пурушам – живое существо; пракритим – материальной природой; ча – и; гунаих – гуны материальной природы; саха – вместе; сарватха – во всех отношениях; вартаманах – находящийся; апи – несмотря на; на – никогда не; сах – он; бхуйах – вновь; абхиджайате – родится.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 13.24:

Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействиях гун природы, непременно обретет освобождение. Он больше не родится в материальном мире, какое бы положение он сейчас ни занимал.

Комментарий к Бхагавад-гите 13.24 Шрилы Прабхупады:

Человек, познавший материальную природу, Сверхдушу, индивидуальную душу и их взаимоотношения, освобождается из материального плена и переносится в духовный мир, чтобы больше не возвращаться в материальный мир. Таковы плоды знания. Цель процесса познания – уяснить, что живое существо оказалось в материальном мире по ошибке. Поэтому человек должен приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетными наставниками – святыми людьми и гуру – понять свое положение и развить в себе духовное сознание, или сознание Кришны, изучая «Бхагавад-гиту» в том виде, в каком ее поведал Верховный Господь. Тогда он больше никогда не попадет в материальный мир; он вернется в духовное царство, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства.

Купить книгу “Бхагавад-гита как она есть” Шрилы Прабхупады

Просто скопируйте номер карточки и сделайте взнос на распространение ведического знания, сколько сердце подсказывает:

5375 4141 1920 1357