Бхагавад-гита 13.6-7, Нет ничего материального. Лекция Шрилы Прабхупады 29.09.1973, Бомбей

Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита 13.6-7, Нет ничего материального. Лекция Шрилы Прабхупады 29.09.1973, Бомбей

00:27:43
Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита как она есть, 13.6-7 (13 глава, 6-7 стихи)

маха-бхутанй аханкаро
буддхир авйактам эва ча
индрийани дашаикам ча
панча чендрийа-гочарах

иччха двешах сукхам духкхам
сангхаташ четана дхритих
этат кшетрам самасена
са-викарам удахритам

Пословный перевод Бхагавад-гиты 13.6-7:

маха-бхутани – грубые стихии; аханкарах – ложное эго; буддхих – разум; авйактам – непроявленное; эва – безусловно; ча – и; индрийани – органов чувств; даша-экам – одиннадцать; ча – также; панча – пять; ча – также; индрийа-го-чарах – объектов чувств; иччха – желание; двешах – ненависть; сукхам – счастье; духкхам – горе; сангхатах – совокупность материальных элементов; четана – признаки жизни; дхритих – решимость; этат – все это; кшетрам – поле деятельности; самасена – в совокупности; са-викарам – с взаимодействиями; удахритам – определяется как.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 13.6-7:

Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость – все это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нем изменения.

Комментарий к Бхагавад-гите 13.6-7 Шрилы Прабхупады:

Все авторитетные источники: великие мудрецы, ведические гимны и афоризмы «Веданта-сутры» – гласят, что материальный мир построен из следующих компонентов. Это прежде всего земля, вода, огонь, воздух и эфир – пять грубых материальных стихий (маха-бхута). Далее следуют ложное эго, разум и три гуны материальной природы в непроявленном состоянии. Есть также пять познающих органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожа – и пять органов действия: голосовой аппарат, ноги, руки, анус и половые органы. Над органами чувств стоит ум, который находится внутри тела и потому может быть назван внутренним чувством. Таким образом, вместе с умом всего насчитывается одиннадцать органов чувств. Затем следуют пять объектов чувств: запах, вкус, форма, касание и звук. Эти двадцать четыре материальных компонента в совокупности составляют то, что называют полем деятельности. Aналитически изучив эти двадцать четыре элемента, мы получим исчерпывающее представление о поле деятельности. За ними следуют желание, ненависть, счастье и страдание, возникающие в результате взаимодействий пяти грубых элементов и представляющие эти пять стихий в материальном теле. Признаки жизни, представленные сознанием и решимостью, – это проявления деятельности тонкого тела, состоящего из ума, эго и разума. Тонкие элементы также являются частью поля деятельности.

Пять стихий – это грубые проявления ложного эго (аханкары), которое, в свою очередь, представляет собой первичную стадию развития ложного эго, называемую материалистической концепцией, или тамаса-буддхи, разумом в гуне невежества. Оно же (ложное эго) олицетворяет непроявленное состояние трех гун материальной природы. Непроявленное состояние гун называется прадханой.

Тот, кто хочет более подробно узнать о двадцати четырех элементах и их взаимодействиях, должен глубже изучить философию Вед. В «Бхагавад-гите» приводятся только самые общие сведения.

Все эти элементы в совокупности образуют материальное тело, которое в своем развитии претерпевает шесть изменений: рождается, растет, некоторое время существует, производит побочные продукты жизнедеятельности, затем стареет и наконец погибает. Таким образом, поле деятельности материально по природе и невечно, в отличие от кшетра-гьи, того, кто знает поле и владеет им.

Купить книгу “Бхагавад-гита как она есть” Шрилы Прабхупады

Просто скопируйте номер карточки и сделайте взнос на распространение ведического знания, сколько сердце подсказывает:

5375 4141 1920 1357