Бхагавад-гита 7.27-30, Как осознать Господа. Лекция Шрилы Прабхупады 23.09.1966, Нью Йорк

Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита 7.27-30, Как осознать Господа. Лекция Шрилы Прабхупады 23.09.1966, Нью Йорк

00:37:17
Шрила Прабхупада

Бхагавад-гита как она есть, 7.27-30 (7 глава, 27-30 стих)

Бхагавад-гита как она есть, 7.27

иччха-двеша-самуттхена
двандва-мохена бхарата
 сарва-бхутани саммохам
сарге йанти парантапа

Пословный перевод Бхагавад-гиты 7.27:

иччха – из желания; двеша – и ненависти; самуттхена – возникающей; двандва – двойственной; мохена – иллюзией; бхарата –  о потомок Бхараты; сарва – все; бхутани – живые существа; саммохам – в иллюзию; сарге – во время рождения; йанти – идут; парантапа – о покоритель врагов.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 7.27:

О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа, появляясь на свет, оказываются во власти иллюзорной двойственности, возникающей из желания и ненависти.

Комментарий Шрилы Прабхупады к стиху Бхагавад-гиты 7.27:

По своей изначальной, истинной природе каждое живое существо подвластно Верховному Господу, представляющему Собой чистое знание. Когда живое существо оказывается во власти иллюзии, которая отделяет его от чистого знания, оно становится рабом иллюзорной энергии и уже не способно постичь Верховную Личность Бога. Иллюзорная энергия проявляет себя в виде двойственности – желания и ненависти. Движимые желанием и ненавистью, невежественные люди желают сравняться с Верховным Господом и ненавидят саму мысль о том, что Кришна – это Верховная Личность Бога. Чистые преданные, свободные от власти иллюзии и от скверны желания и ненависти, знают, что Господь Шри Кришна является в этот мир силой Своей внутренней энергии. Но те, кто ослеплен двойственностью и невежеством, считают Верховную Личность Бога порождением материальной энергии. В этом их беда. Под влиянием иллюзии такие люди мыслят в категориях двойственности: почета и бесчестья, счастья и горя, добра и зла. Одни из них считают себя мужчинами, другие – женщинами. «Это моя жена, это мой дом. Я хозяин в своем доме. Я муж этой женщины», – думают они. Таков мир двойственности. Введенные в заблуждение иллюзорной двойственностью, живые существа теряют способность здраво мыслить и не могут постичь Верховную Личность Бога.


Бхагавад-гита как она есть, 7.28

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
 те двандва-моха-нирмукта
бхаджанте мам дрдха-вратах

Пословный перевод Бхагавад-гиты 7.28:

йешам – которых; ту – но; анта-гатам – уничтожены; папам – грех; джананам – людей; пунйа – благочестивые; карманам – тех, чьи прошлые действия; те – они; двандва – от двойственности; моха – и иллюзии; нирмуктах – освобожденные; бхаджанте –  преданно служат; мам – Мне; дридха-вратах – обладающие решимостью.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 7.28:

Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.

Комментарий Шрилы Прабхупады к стиху Бхагавад-гиты 7.28:

В этом стихе объясняется, кто может подняться на трансцендентный уровень. Грешникам, атеистам, глупцам и лицемерам очень трудно выйти из-под влияния двойственности, то есть избавиться от желания и ненависти. Только те, кто в течение многих жизней соблюдал религиозные заповеди, совершал благочестивые поступки и освободился от последствий своих грехов, может встать на путь преданного служения и постепенно обрести чистое знание о Верховной Личности Бога. Со временем такие люди полностью погружаются в мысли о Верховной Личности Бога и входят в состояние транса. Так они поднимаются на духовный уровень. Достичь этого уровня можно, действуя в сознании Кришны и общаясь с чистыми преданными, ибо такое общение освобождает человека из плена иллюзии.

В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.2) сказано, что тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен служить преданным Господа (махат-севам дварам ахур вимуктех); тот же, кто общается не с преданными, а с материалистичными людьми, прокладывает себе дорогу в темнейшие сферы бытия (тамо-дварам йошитам санги-сангам). Преданные Господа путешествуют по земле с единственной целью: освободить обусловленные души из плена иллюзии. Имперсоналисты не понимают, что, забыв свою изначальную природу, живые существа отказываются признавать над собой власть Верховного Господа и тем самым совершают тягчайшее преступление против законов Бога. Лишь вспомнив свое изначальное положение, живое существо сможет постичь Верховную Личность и с решимостью посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу.


Бхагавад-гита как она есть, 7.29

джара-марана-мокшайа
мам ашритйа йатанти йе
 те брахма тад видух кртснам
адхйатмам карма чакхилам

Пословный перевод Бхагавад-гиты 7.29:

джара – от старости; марана – и смерти; мокшайа – для освобождения; мам – во Мне; ашритйа – найдя прибежище; йатанти – стремятся; йе – что; те – они; брахма – Брахман; тат –  тот; видух – знают; кртснам – целиком; адхйатмам – духовную; карма – деятельность; ча – и; акхилам – полностью.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 7.29:

Такие разумные люди, стремящиеся освободиться из плена старости и смерти, находят прибежище во Мне и служат Мне с любовью. Они уже, по сути, Брахман, ибо в совершенстве познали законы духовной деятельности.

Комментарий Шрилы Прабхупады к стиху Бхагавад-гиты 7.29:

Рождение, смерть, старость и болезни связаны с материальным телом, но никак не затрагивают тело духовное. Духовное тело не рождается, не умирает, не стареет и не болеет. Поэтому тот, кто обрел духовное тело, и, став одним из приближенных Верховного Господа, получил доступ к вечному преданному служению Ему, обрел истинное освобождение. Aхам брахмасми: «Я духовен по природе». В шастрах говорится, что живое существо должно осознать себя Брахманом, то есть вечной душой. Осознание себя Брахманом, как сказано в этом стихе, является также частью практики преданного служения. Чистые преданные находятся на духовном уровне, уровне Брахмана, и прекрасно знают все законы духовной деятельности.

Встав на путь трансцендентного служения Господу, четыре типа преданных, имеющих материальные желания, получают то, к чему стремились, и, когда по милости Господа полностью очищаются и обретают сознание Кришны, им даруется право наслаждаться духовным блаженством, общаясь с Верховным Господом. Те же, кто поклоняется полубогам, никогда не смогут попасть на планету Верховного Господа и общаться с Ним. На высшую планету Кришны, Голоку Вриндавану, закрыт доступ даже тем людям, которые пытаются осознать безличный Брахман и потому относятся к числу малоразумных. По сути, осознавшим Брахман может считаться лишь тот, кто действует в сознании Кришны (мам ашритйа), ибо он стремится достичь высшей обители Кришны. У такого преданного нет никаких заблуждений относительно положения Кришны, поэтому он уже, по сути, стал Брахманом.

Даже те, кто поклоняется Господу в Его форме арча или кто избрал Его объектом медитации только ради того, чтобы освободиться из материального плена, по милости Господа обретают знание о Брахмане и материальном творении (адхибхуте). Об этом Господь расскажет в следующей главе.


Бхагавад-гита как она есть, 7.30

садхибхутадхидаивам мам
садхийаджнам ча йе видух
 прайана-кале ‘пи ча мам
те видур йукта-четасах

Пословный перевод Бхагавад-гиты 7.30:

са-адхибхута – повелевающего материальным космосом; адхидаивам – и всеми полубогами; мам – Меня; са-адхийаджнам – того, кто повелевает всеми жертвоприношениями; ча – также; йе –  которые; видух – знают; прайана – смерти; кале – в момент; апи – даже; ча – и; мам – Меня; те – они; видух – знают; йукта-четасах – те, чей ум сосредоточен на Мне.

Литературный перевод Бхагавад-гиты 7.30:

Те, кто всегда думает обо Мне и кто понял, что Я, Верховный Господь – повелитель материального космоса, владыка всех полубогов и жертвоприношений, будут сознавать Меня, Верховную Личность Бога, даже на смертном одре.

Комментарий Шрилы Прабхупады к стиху Бхагавад-гиты 7.30:

Те, кто действует в сознании Кришны, никогда не сходят с пути, ведущего к постижению Верховной Личности Бога. Общаясь с преданными, обладающими сознанием Кришны, человек понимает, что Верховный Господь – владыка всего материального творения и даже полубогов. Благодаря такому трансцендентному общению он постепенно обретает веру в Верховную Личность Бога. Развив в себе сознание Кришны, такой человек уже никогда не забудет Кришну, даже в момент смерти, и, покинув тело, попадет на планету Верховного Господа, Голоку Вриндавану.

В седьмой главе «Бхагавад-гиты» объясняется, как можно в полной мере развить в себе сознание Кришны. Для этого прежде всего необходимо общаться с теми, кто уже обладает сознанием Кришны. Такое общение духовно и позволяет непосредственно соприкоснуться с Кришной. Тогда по милости Господа человек может осознать, что Кришна – это Верховная Личность Бога. Одновременно с этим он обретет истинное знание о вечной природе живого существа и о том, как, забыв Кришну, живое существо, запутывается в сетях материальной деятельности. Благодаря общению с преданными человек постепенно развивает в себе сознание Кришны и понимает, что, забыв Кришну, он оказался во власти законов материальной природы. Он также понимает, что человеческая форма жизни дает ему возможность возродить в себе сознание Кришны и что он должен в полной мере использовать эту возможность, чтобы снискать беспричинную милость Верховного Господа.

В этой главе обсуждалось много вопросов: здесь рассказывалось о людях страждущих, о любознательных и о тех, кто терпит нужду, о познании Брахмана и Параматмы, об освобождении из плена рождения, смерти и болезней и о поклонении Верховному Господу. Того, кто действительно обрел сознание Кришны, не интересуют другие методы духовного самопознания. Он просто действует в сознании Кришны и таким образом достигает своего истинного положения, положения вечного слуги Господа Кришны. Отдавая себя чистому преданному служению, такой человек испытывает огромное удовольствие, когда слушает повествования о Верховном Господе и прославляет Его. Он твердо верит в то, что, действуя таким образом, сможет обрести все желаемое. Такую непоколебимую веру называют дридха-врата, и она является основой бхакти-йоги, трансцендентного любовного служения Господу. К этому выводу подводят все священные писания. Знание, содержащееся в седьмой главе «Бхагавад-гиты», закладывает фундамент такой веры.

 

Купить книгу “Бхагавад-гита как она есть” Шрилы Прабхупады

Просто скопируйте номер карточки и сделайте взнос на распространение ведического знания, сколько сердце подсказывает:

5375 4141 1920 1357