Благодарность VS претензии
Автор: Виктор Мотовилов
Раннее осеннее утро началось с вызова такси. Чтобы успеть на 6:00 на вокзал, выехать нужно за 30 мин. С 5 утра две попытки вызвать такси через приложение провалились, пришлось звонить по телефону.
Машина приехала в 5.35 и только милость Создателя и профессионализм водителя спасли ситуацию, и командировка не была сорвана.
В этой ситуации еще несколько лет назад я бы:
- первое — был бы в непрерывном стрессе;
- второе – ругал всех и вся;
- и третье – даже если бы успел на поезд и уехал в командировку, еще несколько часов, а может и дней, был бы поглощен мыслями о «несправедливости» ко мне со стороны судьбы, операторов служб такси, водителей, которые берут заказ, хотя еще минут 10-15 будут везти предыдущего клиента и т.д. и т.п.
Что произошло в тот день? Когда я сел в машину и водитель узнал, что я опаздываю на поезд, он сам в 10 раз больше переживал, чем я.
Переход от претензии к благодарности
Переход от жизни с претензией ко всем к благодарности не был простым, и он все еще идет.
Раньше, видя людей, умеющих радоваться трудностям, с благодарностью встречающих любые обстоятельства, я просто не понимал, как так можно? Как можно радоваться, когда тебе нахамили? Или если не нахамили, то быть просто благодарным дворнику, который с утра убирает во дворе? Ну, с дворником еще можно понять – он делает мир вокруг немного чище. А как радоваться негативу? За что благодарить – ведь мне сделали больно?
Но вот именно на этой границе происходит невероятный личностный рост: вначале принять, а потом понять, в чем ценность для меня этой трудной, или даже ужасной ситуации.
Притча о благодарности и доверии
Есть «классическая» история на эту тему.
Жил-был царь, и у него был советник, который очень верил в Бога. Что бы ни случилось, советник всегда повторял:
– Всё, что ни делается, всё к лучшему. Бог всё очень хорошо и мудро устраивает: что-то получаем – хорошо, нет – ещё лучше.
Когда у царя не получалось что-то задуманное, советник говорил:
– Это к лучшему!
В такие моменты царю не очень нравилось это слушать:
– Быть не может, что если что-то плохое случается и нас постигает неудача, то всё это — для нашего блага.
Однажды гуляли они в лесу и незаметно, за разговорами, углубились в чащу. Царь стал искать тропинку и наступил на шип очень ядовитого растения. Советник, не медля, выхватил кинжал и мигом отсёк царю палец ноги, в который впился этот шип, произнеся при этом:
– Как хорошо всё Бог устроил!
Царь был в ярости:
– Ты отрубил мне палец, как может это быть хорошо?
Советник ответил:
– Если бы я не отсёк палец, яд распространился бы по всему телу, и Вы бы умерли.
Царя эти слова не успокоили, и он прогнал прочь советника, сказав, что ни видеть, ни слышать его больше не желает.
Продолжив дорогу в одиночестве, царь попытался выбраться из чащи. Но на его беду, в этом месте и в это время одно очень жестокое племя дикарей проводило праздник, для которого им как раз не хватало подходящей жертвы. Царя схватили и повели к жертвеннику. Дикари стали готовиться к ритуалу. Но вдруг, неожиданно для царя, они отпустили его, издав недовольные крики: жертва оказалась неполноценной, у неё не было одного пальца ноги.
Перепуганный, но живой царь добрался до дворца и тут же вызвал советника к себе. Одарив его щедро подарками, царь сказал:
– Ты говорил мудрые вещи, но объясни, что хорошего было в том, что я тебя прогнал тогда в лесу?
На что советник отвечал:
– Это было очень хорошо, царь, что Вы меня прогнали: если бы я остался с Вами, дикари отпустили бы Вас, но оставили бы меня.
Как можно научиться с благодарностью принимать любое событие?
Конечно, первое – надо найти примеры людей, которые так уже живут.
Второе и самое лучшее – это лично учиться у таких людей, может, через их книги, некоторые записывают видео или аудио, некоторые проводят встречи. Так или иначе, нужно общение, лучше живое общение. Внимательно слушая, можно вдохновиться их опытом.
И третье – каждый день по чуть-чуть начать применять в жизни то, что говорят мудрые люди.
Начать можно с более простых вещей, например – выйти утром из подъезда и хотя бы мысленно поблагодарить того же дворника, за его труд. Или водителя автобуса или трамвая за его труд. Если делать это каждый день, регулярно, простая мысленная благодарность за мелочи — день начнет проходить более позитивно.
Конечно, сразу не получиться, особенно если привык постоянно быть в претензии, но общение с теми, кто живет, благодаря всех, будет давать силы. А пример в чем? В том, что они, может, попадают в такие же трудные ситуации, как и я, но при этом спокойно и уверенно их проходят, обучаются, становятся сильнее и делают более правильный выбор. В итоге могут даже извлечь пользу из казалось бы безнадежной ситуации. Живут, как говорят, «здесь и сейчас»: пришла ситуация — спокойно принял, сделал самый лучший выбор на этот момент, научился чему-то, вырос и пошел дальше. Общение с таким человеком должно быть регулярным, до тех пор, пока не выработается привычка у Вас лично.
Судьба неблагодарного человека
В противоположность этому, принимая все с претензией, я ничему не учусь, а в этой Вселенной так устроено, что эта история повторится снова. Я опять ее приму с претензией, через время она снова, снова и снова будет повторяться. Именно в этом и смысл этого обстоятельства: это просто урок, который мы должны пройти, написать контрольную, сдать ее и пойти дальше. А пока урок не пройден – не будет выхода на следующий уровень. Поэтому в детстве жизнь кажется более яркой: там много нового, много обучения. Это одна из трех главных целей, которые мы ищем в жизни – познание. Открывать и узнавать что-то новое заложено в самой нашей природе, и именно поэтому жить с благодарностью – веселее, интереснее и счастливее. По этой же причине советник царя остался жив.
P.S.: Самое важное в выборе примера, у кого учиться благодарности – это понять источник его силы.
Это как со смартфоном: у кого-то батареи хватает на полдня, у кого то – на 2-3 дня, а у кого-то есть бесконечный источник энергии. Конечно, последний вариант встречается очень редко, и можно начать с самого доступного, но лучше все-таки найти источник безграничной силы.
Комментарии