Квалификация ученика в Ведах

Автор - Валентин Даценко

Квалификация ученика в Ведах. В Мантра-муктавали перечисляются такие признаки ученика:

  • Винитах – смирение. Если нет смирения, нет вопрошания. Если нет вопрошания, нет знания. Если нет знания, нет счастья. Поэтому очень важно быть смиренным. Это означает, не считать себя слишком умным, особенно в присутствии человека, от которого есть желание получить знание Вед.
  • Прийа-даршанах – опрятный вид. Учителя Вед всегда вдохновляют своих учеников оставаться чистыми.
  • Кама-кродха-паритйаги – ради обучения он готов отказываться от вожделения и гнева.
  • Бхакташ ча гуру падайох – предан своему учителю.

В Бхагавад-гите (4.34) сказано:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

“Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину”.

В этом тексте из Гиты вопрошание (парипрашнена) стоит между смирением (пранипатена) и служением (севайа). Чтобы научиться, недостаточно просто спрашивать. Важно, чтобы ученик умел проявлять смирение и учился служить своему учителю. В этом будет его благодарность за получаемое знание Вед. А неблагодарному человеку нет смысла читать эти строки, ибо вопросы, связанные со смирением и служением, будут только портить ему настроение.

Когда учитель может отказать ученику?

Веды налагают определенные правила для учителей. В каких случаях учитель должен отвернуть своего ученика, описано в Агастья-самхите:

  • аласа – лень;
  • дамбхиках – гордость;
  • даридра – ведет паразитический образ жизни;
  • рушта – гневливый;
  • рагинах – похотливый;
  • асуйа-матсара-грастах – находится под контролем зависти и враждебности;
  • пара-дара-ратах – липнет к чужим женам;
  • пандита-манинах – считает себя слишком умным;
  • бхрашта-вратах – нарушает клятвы, данные учителю;
  • акртйебхйо `ниварйах – не может отказаться от того, что не следует делать;
  • гуру-шикша-асахишнавах – не может исполнять наставлений учителя.

Читайте продолжение “Как ученик проверяет учителя, а учитель – ученика?”

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *