Квалификация ученика в Ведах
Автор - Валентин Даценко
Квалификация ученика в Ведах. В Мантра-муктавали перечисляются такие признаки ученика:
- Винитах – смирение. Если нет смирения, нет вопрошания. Если нет вопрошания, нет знания. Если нет знания, нет счастья. Поэтому очень важно быть смиренным. Это означает, не считать себя слишком умным, особенно в присутствии человека, от которого есть желание получить знание Вед.
- Прийа-даршанах – опрятный вид. Учителя Вед всегда вдохновляют своих учеников оставаться чистыми.
- Кама-кродха-паритйаги – ради обучения он готов отказываться от вожделения и гнева.
- Бхакташ ча гуру падайох – предан своему учителю.
В Бхагавад-гите (4.34) сказано:
В этом тексте из Гиты вопрошание (парипрашнена) стоит между смирением (пранипатена) и служением (севайа). Чтобы научиться, недостаточно просто спрашивать. Важно, чтобы ученик умел проявлять смирение и учился служить своему учителю. В этом будет его благодарность за получаемое знание Вед. А неблагодарному человеку нет смысла читать эти строки, ибо вопросы, связанные со смирением и служением, будут только портить ему настроение.
Когда учитель может отказать ученику?
Веды налагают определенные правила для учителей. В каких случаях учитель должен отвернуть своего ученика, описано в Агастья-самхите:
- аласа – лень;
- дамбхиках – гордость;
- даридра – ведет паразитический образ жизни;
- рушта – гневливый;
- рагинах – похотливый;
- асуйа-матсара-грастах – находится под контролем зависти и враждебности;
- пара-дара-ратах – липнет к чужим женам;
- пандита-манинах – считает себя слишком умным;
- бхрашта-вратах – нарушает клятвы, данные учителю;
- акртйебхйо `ниварйах – не может отказаться от того, что не следует делать;
- гуру-шикша-асахишнавах – не может исполнять наставлений учителя.
Читайте продолжение “Как ученик проверяет учителя, а учитель – ученика?”
Комментарии