Эффект бабочки в духовной практике
Автор - Анастасия Ныч
Прогуливаясь во время утренней молитвы, я увидела бабочку. Она сидела на асфальте, греясь в лучах утреннего солнца. Яркая, с большими крыльями, цветная и счастливая.
«Какая красивая! Она умеет летать!» — подумала я. И тут же вспомнила, что еще пару недель назад она была просто гусеницей – непривлекательной, отталкивающей, незаметной.
Что же сделало ее такой? Что привело ее к полной трансформации себя? Через что ей пришлось пройти, чтобы превратиться из зеленой гусеницы в яркую красавицу? Размышляя об этом, я, на примере истории о карандаше, начала извлекать уроки из жизни бабочек, которые помогают мне в моей духовной практике. И хочу ими с вами поделиться.
Уроки из жизни бабочки
Урок первый: Чтобы изменить себя, нужно отстраниться от привычного окружения
Гусеница не пытается стать бабочкой, оставаясь открытой, и потому легко ранимой. Она закутывается в кокон из шелка, крепость которого является непробиваемой для большинства ее врагов (птиц, насекомых). И в этом коконе она совершенствуется, меняет себя, трансформируется.
Не меняя своего окружения, нельзя вырасти духовно. Окружение и общение – это первое, что влияет на наше мировоззрение. Под влиянием окружения мы формируем свои желания, привычки, характер, судьбу. Если вы хотите изменить себя – оградите себя от нежелательного общения, от критики и неверия близких людей. Это можно сделать как физически, так и на тонком плане, просто никому не рассказывая о своем духовном прогрессе. Одно грубое слово, один осуждающий взгляд со стороны – и наши руки могут опуститься, и на этом наше развитие прекратится.
В «Бхагавад-гите» (2.52) есть такой совет:
йада те моха-калилам
буддхир вйатитаришйати
тада гантаси нирведам
шротавйасйа шрутасйа ча
Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать.
Перестаньте воспринимать близко к сердцу «благие» советы людей, жизнь которых не является примером той жизни, которой вы сами хотите жить. Чувства человека несовершенны. Только святые люди могут давать советы в духовной практике, которые пойдут вам на пользу. Всем остальным выражайте почтение, но не действуйте так, как они советуют, если это может помешать духовному саморазвитию.
«Разумный человек должен действовать в этом мире очень просто. Когда его друзья, дети, родители, братья или кто-то еще дают ему советы, он должен внешне соглашаться с ними — «Да, хорошо», — но внутренне ему следует быть полным решимости не обременять свою жизнь лишними хлопотами, которые будут мешать ему в достижении высшей цели» (Шримад Бхагаватам, 7.14.6).
Очень внимательно выбирайте свое окружение. Желая расти духовно, нужно закутаться в кокон, как гусеница, и отстраниться на время от недоброжелателей. Только так можно набраться сил и полететь, не боясь в дальнейшем скатиться обратно в духовном развитии до стадии гусеницы.
Урок второй: Никогда не торопи себя или окружающих в развитии
Если вы, желая «освободить» бабочку от тесноты, разорвете ее кокон преждевременно, она никогда не полетит. Гусеница должна успеть превратиться в бабочку еще в коконе, ее крылья должны наполниться жизнью. И она самостоятельно должна разорвать этот кокон, который ее окутывает.
Вы можете только обеспечить ей комфортные условия: нагреть окружающий воздух, если он холодный, добавить освещение, оградить кокон от сильного ветра и дождя. Но ломать этот кокон – значит сломать жизнь гусенице, которая никогда так и не станет бабочкой.
Мы часто думаем, что от наших усилий зависит все. И переносим такие же представления о жизни на окружающих. Мы торопим их, заставляем куда-то лететь, когда их крылья еще не готовы.
В главе 3, в 27 стихе «Бхагавад-гиты» сказано:
пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы.
Не мы действуем в этом мире – за нас действуют энергии Бога, материальная природа в облике трех гун, или качеств. Все, на что можем влиять мы сами (и то до определенной степени) – это наши желания. И когда мы пытаемся ускорить духовное развитие друга, мужа, родителей, или даже свое собственное – мы должны понимать, что мы не контролируем этот процесс. Если у нас или у другого человека нет сильного желания прогрессировать в духовной практике, то ускорить ничего не получится. Но можно очень сильно испортить жизнь и себе, и окружающим.
Никогда никого не торопите. Просто продолжайте следовать наставлениям авторитетных учителей и священных писаний и развивайтесь в своем темпе. Так надежнее. Гусеница становится бабочкой только когда, когда для этого наступит время. Ни секундой раньше или позже.
Время – это энергия Бога. Именно так Господь проявляется в материальном мире. Потому фразы «Всему свое время» и «На все воля Бога», в принципе, являются аналогичными, означают одно и то же.
Умейте дождаться этого времени, и вы обретете бесценный дар духовного знания. Главное не останавливаться.
Урок третий: Трансформация личности – болезненный и неудобный процесс
Находясь в коконе, гусеница испытываем море страданий. Там тесно, жарко, все жилки на ее тельце, все мышцы постоянно болят. У нее что-то постоянно и быстро растет, ноги отваливаются, тело полностью меняется… О подобных мучениях рассказывается в 3 Песне «Шримад Бхагаватам», в 31 главе. Там описан процесс развития плода в лоне матери буквально по месяцам. И там очень подробно рассказывается, насколько неудобно, страшно и больно находиться в материнской утробе ребенку на протяжении всей беременности (хотя современные медики утверждают иное).
Все эти мучения гусенице нужно пройти для того, чтобы стать сильнее и превратиться в бабочку. Когда мы приходим в спортзал с желанием стать сильным и подкачанным, то нам нужно совершать суровую аскезу: приседать, бегать, таскать тяжести. А утром тело еле встает с кровати – болят все мышцы. Но боль и аскеза – это обязательный процесс любого роста и развития. В том числе и духовного. И изменение себя изнутри – это самый болезненный процесс. Но в то же время и самый важный в жизни.
духкхешв анудвигна-манах
сукхешу вигата-сприхах
вита-рага-бхайа-кродхах
стхита-дхир мунир учйате
Того, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум («Бхагавад-гита, 2.56).
Мудрец всегда готов к тому, что будет больно. В этом мире по-другому не бывает. Ведь только так можно получить самый ценный подарок – осознать свою духовную природу и научиться любить. Но только истинный мудрец может понять, в чем состоит эта ценность. О том, как стать мудрецом, говорится в «Бхагавад-гите» — азбуке ведической мудрости.
Урок четвертый: Никогда не сдавайся
Чтобы разорвать кокон, выбраться из него и превратиться в бабочку, гусеница упорно развивается. Она шевелит мышцами, каждой клеточкой тела, заставляя кровь бегать по жилкам и насыщать то, что в будущем станет крыльями. И она никогда не сдается.
У гусеницы не возникает мысли о том, получится ей стать бабочкой или нет, сможет она летать или нет, понравится она кому-то или нет. Она просто делает то, что должна делать, не привязываясь к результату. Она просто продолжает. «Просто продолжайте!» — это была любимая фраза Шрилы Прабхупады – святого, который распространил ведическое знание по всему миру.
В «Бхагавад-гите», 2.38, сказано:
сукха-духкхе саме критва
лабхалабхау джайаджайау
тато йуддхайа йуджйасва
наивам папам авапсйаси
Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха.
В любом деле, и особенно в духовной практике, мы обычно сдаемся, потому что не получаем ожидаемого результата. Не получаем его так быстро, как того хотим. Или наши ожидания не оправдываются. И мы просто перестаем что-либо делать. Но в той же «Бхагавад-гите», 3.4, говорится:
на карманам анарамбхан
наишкармйам пурушо ‘шнуте
на ча саннйасанад эва
сиддхим самадхигаччхати
Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от кармы, и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства.
Карма гусеницы – стать бабочкой. Если она перестанет сражаться, она никогда не станет совершенной. Она просто должна делать то, что ей положено делать, чтобы стать бабочкой. А об остальном позаботиться Бог.
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
Просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего (“Бхагавад-гита”, 18.66).
Комментарии