Простая жизнь, возвышенное мышление

Текстовый вариант лекции Радханатха Свами для миллионеров из Дубаи

Пару лет назад Радханатха Свами, духовного учителя в ведической традиции, пригласили в Дубай и попросили рассказать о простой духовной жизни – лекция называлась “Простая жизнь возвышенное мышление. Радханатха Свами”.

Это было удивительно, ведь встреча проходила в банкетном зале самого роскошного отеля в мире. Перед лекцией ему провели экскурсию по изящному и роскошному зданию. Он оглядывался вокруг и сомневался: о чем он может здесь рассказать?

В действительности, простая жизнь и возвышенное мышление – это состояние сознания. Человек может применить эти принципы, даже если он является миллиардером, миллионером, выше среднего уровня достатка или ниже. Он может жить в небольшой деревне или быть освобожденным от привязанностей, не имея ни единого гроша в кармане.

Скромная духовная жизнь означает существование без какого-либо обмана. Это жизнь, исполненная сострадания, лишенная эгоизма, высокомерия и жадности. Во всем мире, среди великих религий мы находим представителей власти и неприметных отшельников, живущих в пещерах. Все они живут и действуют по одним и тем же принципам скромной жизни и возвышенного мышления.

Смотреть видео выступление Радханатха Свами в Дубае. “Простая жизнь, возвышенное мышление”

Жадность – путь разочарования

Говорится, что можно понять, насколько Вы богаты, посчитав вещи, которые у Вас есть, и которые невозможно купить за деньги.

Махатма Ганди говорил, что природа может обеспечить в достаточной степени все человеческие нужды. Но она не может удовлетворить в достаточной степени скупость даже одного человека.

Однажды Радханатха Свами выступал в одном американском университете, где его попросили произнести речь на кафедре экономики. Это было забавно, ведь у него не было банковского счета с 1969 года. Он не подписал за это время ни одного чека. О чем он мог говорить перед аспирантами по экономике?

Подойдя к профессору кафедры, знающему человеку в этой области, Радханатха Свами попросил дать определение, что именно рассматривает экономика. Профессор ответил, что, с академической точки зрения, экономика занимается проблемой: материальная природа имеет ограниченные ресурсы, а у множества людей есть желания, требующие безграничных ресурсов.

В «Бхагавад-гите» и «Ману-смрити» говорится, что жадность – это эгоистичное желание, которое подобно огню. Чем больше Вы добавляете дров в пламя, тем больше оно разгорается.

“Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага – вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню”.

авртам джнанам этена джнанино нитйа-ваирина
кама-рупена каунтейа душпуренаналена ча

«Бхагавад-гита», 3.39

Таково и состояние мира: люди думают, что могут найти удовлетворение и счастье, стремясь к большим количествам потребления. Однако качество жизни состоит в наших потребностях и достоинствах. Говорится, если Вы теряете свое богатство – Вы ничего не теряете. Если Вы теряете свое здоровье – Вы теряете что-то. Но если Вы теряете свои ценности – Вы теряете все.

Яркий пример простой и возвышенной жизни

В конце ХІХ – начале ХХ веков жил великий святой по имени Бхактивинода Тхакур. У него было десять детей, замечательная святая жена. Он был одним из самых востребованных судей в британской судебной системе в Бенгалии, в Индии. У него было множество домов и поместий, а также несметные богатства.

Кроме этого, его знали как великого ученого. Даже отреченные монахи обращались к нему за благословениями и советами. И все потому, что у него была прочная связь со своим собственным сердцем и с сердцами других людей. Что бы он ни делал, это было пронизано бесконечным состраданием и любовью к Богу. Его перу принадлежит множество книг, в которых он учит необходимости сохранения баланса в нашей жизни, устанавливая священные приоритеты и живя в соответствии с ними при любых обстоятельствах.
В бизнесе есть основополагающий принцип: зарабатывать деньги нужно честно, а тратить их – с состраданием. Это и есть простая жизнь и возвышенное мышление.

Выступление Радханатха Свами в Дубае. Аудиозапись лекции

Бхактивинода Тхакур своим примером показывал, что есть разнообразные аспекты нашей жизни. Так, у нас есть работа, домашние обязанности по отношению к семье и родственникам. Есть долг перед обществом и государством. И у нас есть духовные обязанности. Дхарма подразумевает союз этих обязательств.

Истинная религия призвана объединить духовные идеалы и традиции, которые мы храним в нашем сердце, с тем, что мы делаем и говорим. Только это дарует настоящее удовлетворение и наполняет нашу жизнь смыслом. Именно это является достоянием и наивысшим богатством, которое мы можем дать нашим детям и внукам. Потому что, в конечном счете, абсолютно все и каждый повсюду ищут счастья.

Духовные ценности и удовлетворенность – основа счастья и процветания

Фундамент очень важен для того, чтобы здание смогло выдержать штормы, которые неизбежно придут.

“Счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым”.

матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино ‘нитйас тамс титикшасва бхарата

«Бхагавад-гита», 2.14

К примеру, банкетный зал в знаменитом отеле Дубая стоит на очень прочной основе. Но никто не видит ее. Мы видим колонны, купол, роскошный мрамор, мебель, фонтаны. Но никто не восхищается фундаментом. Однако именно то, чего мы не наблюдаем, поддерживает все то, что построено на нем.

Если нет прочной основы, то с приходом пылевых и песчаных бурь, ветров или циклонов, абсолютно все разрушится. Но если есть прочный фундамент, все это останется целым. Это простой принцип, который очень актуален для нас. Поскольку мы часто забываем о важности поддержания прочной основы в собственной жизни.

В нашем мире всегда будут искушения и страхи. И, когда мы сталкиваемся с ними, то появляется склонность отступить от святости, от наших идеалов и правдивости. Но, если есть внутренняя крепкая опора, тогда мы будем понимать, что даже потерять все – это замечательно, если при этом мы живем ради истины.

Эта основа – наша внутренняя удовлетворенность. «Бхагавад-гита» учит, что истинный разум не означает иметь докторские степени или быть эрудитом. Истинный разум – это луч просветления внутри нас самих, когда наше счастье и удовлетворенность рождаются изнутри. Йога, религия, духовность предназначены для того, чтобы воссоединить нас с нашим внутренним «Я». Когда мы достигаем этого, то преисполняемся радости, не смотря на наличие или отсутствие чего-либо.

“Тот, кто не установил связь со Всевышним, не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. Когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве может он быть счастлив”?

насти буддхир айуктасйа на чайуктасйа бхавана
на чабхавайатах шантир ашантасйа кутах сукхам

«Бхагавад-гита, 2.66

Но, если мы лишены чувства внутреннего богатства из-за стремления к наслаждению, тогда мы постоянно будем пытаться притянуть это счастье из внешней сферы. Даже испробовав все способы, никогда не найдем его, поскольку оно находится внутри нас.

Бхагавад-гита как она есть

Значимость людей, вещей и поступков

Говорится, что в цивилизованном обществе люди любят людей и используют вещи, чтобы выразить свою любовь. К сожалению, в этом мире люди любят вещи. Ради этого они манипулируют и пользуются другими людьми. Внешне такая жизнь может казаться простой или изощренной. Однако она пустая и поверхностная, вызывающая только жалость.

Среди самых богатых людей мира есть сказочно богатые и влиятельные люди, экономически и социально. Они много и неустанно трудятся, используя весь свой разум. Каждый день они думают о том, как могли бы служить Богу и любить Его, а также как проявлять сострадание ко всему человечеству. Вот это и есть святая жизнь.

Радханатха Свами много лет назад жил вместе с йогом в пещере в Гималаях. Обитель отшельника находилась прямо среди джунглей. Немногим позже стало известно о трагической гибели этого йога. Оказывается, его застрелил в спину другой йог. Причиной стала зависть: он позавидовал, что гораздо больше людей приходят за благословениями в пещеру этого отшельника, нежели к нему самому.

Увы, высокомерие и зависть возможны даже среди гималайских йогов. Также и святая, чистая жизнь в отречении возможна на самом верхнем этаже самого роскошного отеля мира. Это вопрос сознания и нашего фундамента.

Богатство, в соответствии с «Бхагавад-гитой», не является нашей собственностью. И в «Ишопанишад» первая мантра гласит:

«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит».

ишавасйам идам сарвам
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджӣтха
ма грдхах касйа свид дханам

Шри Ишопанишад

Все в этом мире потенциально духовно или материально

Владение означает контроль, но в этом мире есть более высокие силы. Фондовый рынок, изменения в государственной политике, ошибочные решения, смерть – могут отобрать все, что у нас есть. С позиции духовности это является универсальным во всех возвышенных путях. Абсолютно все, что находится в творении, является священным, если оно используется ради духовных целей. А мы являемся хранителями этого священного богатства. Использовать все с настроением сострадания и любви к Богу – это и есть настоящее применение, которое приносит удовлетворение. Например, нож в руках грабителя может убить. Но тот же нож в руках хирурга спасет чью-то жизнь.

Итак, абсолютно все в этом мире является потенциально духовным или материальным. Это зависит от ценностей, которые мы храним в наших сердцах. Истинное счастье – это любить и быть любимым. Ничто другое не может тронуть наше сердце. Предметы, влияние, престиж, деньги – эти вещи могут дать некое подобие счастья чувствам и уму, но они не могут удовлетворить сердце.

Представьте маленькую девочку, чьи родители тяжело трудятся, чтобы заработать деньги. Ребенок наряжен в красивые одежды, выглядит прекрасно. Но ее жизнь несчастна, потому что у родителей нет времени, чтобы дать ей самую важную вещь – чувство, что ее любят. И также по-настоящему принять любовь дочери.

Каждый находится в таком состоянии. Что является причиной этой склонности человека? Она рождается из любви души к Богу. У Бога есть множество имен. Он приходит, чтобы установить религию с одной и той же важной целью в разные времена и в разных местах: чтобы научить нас, как восстановить нашу связь с этой любовью, которая находится внутри нас.

Мы – единая семья

В «Бхагавад-гите» есть замечательный стих:

“Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого]”.

видйа-винайа-сампанне брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча пандитах сама-даршинах

«Бхагавад-гита», 5.18

Мудрость определяется здесь простым способом. Истинное знание – это способность видеть каждое живое существо равным образом. Является ли кто-то возвышенным священником или бизнесменом, политиком или фермером, матерью или безграмотным, отшельником или слоном, коровой или кошкой – везде, где есть жизнь, она священна. Жизнь дана Богом. Каждое живое существо – это дитя Бога.

У нас есть тело – невероятная машина. И ум, который подобен салону автомобиля. Но мы являемся душой, живой силой. Она вечна, исполнена знания и счастья. Когда люди понимают, кто они есть на самом деле, тогда автоматически обретают способность видеть истинное «Я» в каждом живом существе.

Все мы – одна семья, родственники в духовном отношении. Говорится, когда Вы поливаете корень дерева, вода автоматически достигает всех листьев, веток, цветов и каждой его части. Таким же образом, когда мы раскрываем нашу истинную природу внутри, то начинаем понимать спонтанную, естественную, безграничную любовь к Богу. Доказательством настоящей и неподдельной любви служит то, что она распространяется на всех. Вы не можете любить Бога, не проявляя при этом сострадания к другим живым существам.

Это и есть то величайшее сострадание, в котором нуждается наш мир сегодня. Жить, проявляя милосердие – в этом кроется подлинный смысл простой жизни и возвышенного мышления, где бы мы ни находились.

Пример сотрудничества ценою в жизнь

Когда-то Радханатха Свами прогуливался по лесу в Северной Калифорнии. Там растут восхитительные красные деревья. Некоторым из них более двух тысяч лет. В лесу он наткнулся на группу туристов, которые внимательно слушали смотрителя парка о подземном секрете этого места. Встав рядом с людьми, он прислушался. Лесник объяснил, что эти деревья считаются самыми крупными и высокими на земле. Они растут уже тысячи лет. Но, в отличии от своих собратьев, не имеют глубоких корней. На протяжении многих веков они переносят разрушительные землетрясения, сильнейшие штормы, морозные зимы, ураганы. Как же эти деревья продолжают стоять и расти, проходя через все эти испытания?

Их подземный секрет прост. Красные деревья, благодаря своему разуму, которым их наделил Бог, тянут свои корни под землей в стороны в поисках корней соседнего дерева. Когда корни двух деревьев встречаются, они обвивают друг друга и стягиваются в прочный взаимный узел. Все корни стремятся образовать связи с другими сородичами. И даже юные ростки, которые столь уязвимы, обвиваются вокруг корней гигантских взрослых деревьев и получают всю их поддержку. Прямо или косвенно каждое красное дерево во всем лесу связано друг с другом. Благодаря этому они продолжают расти вместе все выше, не несмотря на штормы и ураганы.

Бог обучает многим вещам на примере природы. Если мы развиваем наши корни и создаем духовные связи, то начинаем понимать мудрость, которой нас учит жизнь. Чем больше бескорыстия и сострадания в знаниях, тем больше мы способны их принимать.

Помогать и служить друг другу – в этом состоит наша самая большая сила. Она проявляется в чувстве счастья, которое пробуждается в наших сердцах. Чем бы мы ни занимались: бизнесом, политикой, общением, отношениями с родственниками – мы будем делиться этой радостью и милостью, которые находятся в наших сердцах. Этот опыт доступен каждому, если мы захотим сделать свой выбор.

Простая жизнь и возвышенное мышление означает жить вместе с духовной значимостью. Как было сказано, будь мы миллиардерами, миллионерами или деревенскими жителями – это и есть наше истинное богатство и наследие.

Пример нашей жизни – это величайший вклад, который мы можем сделать для семьи и всего мира. Самая глубокая и настоящая любовь, которую мы можем дать нашим поколениям – показать пример жизни, преисполненной сострадания.

О жизни Радханатха Свами  – простой и возвышенной одновременно – читайте в его автобиографии “Путешествие домой”

Путешествие домой

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *